«Невская мельница» (Мельница Мордуха)
Обуховской Обороны пр., 7 – Глиняная ул., 2 – Мельничная ул., 1
• Петроградские товарные склады и элеватор (арх. И.Н. Квиль, 1911–1912)
• Здание заводоуправления мукомольного комбината (арх. Е.Ф. Пирвиц, 1924–1925)
Строительство мукомольного предприятия у истока Обводного канала началось в 1907 г. Купец 2-й гильдии Д. И. Мордух обратился в Санкт-Петербургскую Городскую Управу с прошением о разрешении постройки паровой мельницы на арендованном участке из земель Кабинета Его Величества по улицам Глиняной под № 2, 4 и Глухоозерской под № 1,3. Первое здание паровой мельницы, проектные чертежи которого подписаны инженером Г.А. Гиршсоном в 1907 г., находилось в Александро-Невской части 1-го участка по улицам Глиняной под № 2, 4 и Глухоозерской под № 1, 3. Здание было четырехэтажным, но выполненным не в железобетоне, а в кирпиче. Первоначально данная постройка предполагалась под размещение складов, но в процессе строительства ее назначение изменилось – в здании устроили паровую мельницу. В том же 1907 г. Д.И. Мордух получил разрешение на строительство одноэтажной каменной пристройки, примыкающей со стороны двора к северному фасаду здания мельницы, и дымовой трубы. В пристройке размещалась паровая машина. Проект был выполнен гражданским инженером Л.Ф. Геллертом.
С 1908 г. предприятие с пакгаузами перешло в собственность Акционерного общества санкт-петербургских товарных складов, одним из директоров которого стал Д.И. Мордух. Производство расширялось, повышался уровень его механизации, в 1914 г. мельница была электрифицирована. Здесь сложился целый «хлебный городок», положивший начало развитию крупной мукомольной промышленности в городе.
В 1911–1912 гг. инженер Исидор Квиль возвел элеватор на берегу Обводного канала и приступил к строительству четырехэтажного каркасного пакгауза.
В 1917 г. для мельницы была построена сеть железнодорожных веток, соединивших ее с Николаевской железной дорогой.
В феврале 1918 г. Совнарком национализировал элеватор и зерновые склады мельницы, а осенью вся она перешла в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны. В конце 1918 г. она получила название «Первая государственная мельница».
В 1922 г. суточная производительность составила около 700 тонн муки, работало здесь 750 человек.
22 сентября 1922 г. общее собрание рабочих и служащих постановило дать предприятию название «Государственная мельница имени В.И. Ленина». Решение было утверждено в тот же день.
В 1932 г. мельница была реконструирована, вместо старых машин были поставлены новые, отечественные. Предприятие стало называться «Мельничный комбинат имени В. И. Ленина». Перед Великой Отечественной войной здесь вырабатывалось около 1000 тонн муки в сутки.
В годы блокады перед предприятием была поставлена задача, кроме выпуска ржаной обойной муки для госпиталей и детских садов, готовить сеянную муку, а из ячменя и овса – муку типа обойной. В самое тяжелое время комбинат освоил сложные помолы из пищевых заменителей и суррогатов. В муку добавляли овсяный, ячменный и ржаной солоды, которые поступали с пивоваренных заводов, а также вели помолы рисовой лузги, жареного ячменя, дефектной сои, чечевицы, кукурузных отрубей и т.д. Однажды со дна Ладоги удалось поднять баржу с зерном, потопленную фашистами. Это зерно разложили тонким слоем на брезент, непрерывно перелопачивая просушили и использовали для выпечки хлеба.
Вражеские самолеты сбросили на территорию предприятия более 600 зажигательных и несколько фугасных бомб. Были разрушены паровозное депо, многие склады, кладовые, но работа продолжалась.
В июле 1943 г. коллектив комбината помог комбинату им. С.М. Кирова наладить работу после длительной консервации.